- Управление военно-восстановительных работ № 2
Управление военно-восстановительных работ № 2 (УВВР-2) Ленинградский фронт, создан в феврале 1942 для руководства всеми железнодорожными восстановительными и заградительными работами на фронте. В состав УВВР-2 входили: 9-я, 11-я (до февраля 1943 и с 15 февраля по 23 апреля 1944) и 21-я (с 8 февраля 1944) железнодорожные бригады, ряд специальных формирований НКПС и ремонтных поездов, мостопоезд № 1. Главные усилия Управления в 194243 были сосредоточены на сооружении, восстановлении и эксплуатации транспортных объектов, обеспечивавших коммуникации Ленинграда (см. также «Дорога жизни»), их связь с железнодорожной сетью страны. В феврале 1942 была открыта железнодорожная линия Войбокало Коса (на юго-восточном берегу Шлиссельбургской губы Ладожского озера) протяжённостью 34 км, построены новые и развиты имевшиеся станции и разъезды от юго-западного берега Ладожского озера к Ленинграду, что значительно увеличило пропускную способность «Дороги жизни». К навигации 1942 осуществлено строительство портовых сооружений на восточных и западных берегах Ладожского озера. Только в Кобона-Кореджском порту возведено 11 пирсов общей длиной около 5 км. В феврале мае 1942 построена узкоколейная военно-полевая линия ЖихаревоЖарок (43 км), что улучшило доставку грузов для 54-й армии, летом 1942 железнодорожная линия Любытино-Неболчи (53 км), обеспечившая выход поездам с Октябрьской на Советскую железную дорогу. В июле 1942 по решению Военного совета Ленинградского фронта была организована паромная железнодорожная переправа через Ладогу. За навигацию на паромах было эвакуировано из Ленинграда 139 паровозов с тендерами и 3674 вагона с оборудованием, в Ленинград доставлено 2633 вагона с боеприпасами, боевой техникой и продовольствием.
В зиму 194243 по решению ГКО началось строительство свайно-ледяной железнодорожной переправы по льду Ладожского озера. В связи с прорывом блокады Ленинграда с 19 января 1943 части управления переключились на строительство линии Шлиссельбург Поляны («Дорога победы»), по которой 7 февраля в Ленинград пришёл первый поезд, торжественно встреченный ленинградцами. В 1943 проведена реконструкция железнодорожной линии Тихвин Будогощь (75 км). Продолжалось восстановление железнодорожных участков на подходах к Ленинграду после бомбардировок и артобстрелов противника. В 1944 УВВР-2 вело восстановление железнодорожных направлений на Октябрьской и Эстонской железных дорогах, освобождаемых от противника в ходе наступательных операций. За год восстановлено 3315 км главных и 850 км станционных путей, 98 больших и средних мостов общей протяжённостью 6400 м. Вместе с личным составом УВВР-2 работали местные железнодорожники и жители. К началу 1944 свыше 7300 военных железнодорожников УВВР-2 были награждены орденами и медалями СССравни а И. Г. Зубкову, Н. И. Нариняну и А. Б. Шаталову присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Начальники УВВР-2: инженер А. С. Чёрный (февральапрель 1942), генеральный директор пути и строительства 2-го ранга И. Г. Зубков (апрель 1942 июнь 1944), генерал-майор технических войск В. Е. Матишев (с июля 1944).
Литература:
Терехин К. П., Таралов А. С., Томашевский А. А., Воины стальных магистралей, М., 1969;
Зензинов Н. А., Военные железнодорожники в обороне Ленинграда, «Транспортное строительство», 1982, № 5;
Майоров Я. М., Магистрали мужества, М., 1982.
Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». - М.: Большая Российская энциклопедия. Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др.. 1992.